Школа была основана в 1975 году в семи приспособленных помещениях. Основным учебным помещением было двухэтажное деревянное здание (по словам старожилов «гостиничный двор», ранее жившего в конце 19 века и начале 20 века богатого мельника). Остальные здания были такие же деревянные, в основном не новые, отапливались печами. Заготавливалось 100 и более кубометров дров. Старшеклассники кололи дрова, а младшие классы – носили и вместе с воспитателями складывали в поленницы. Вода была подвозная.
В год основания (1 октября 1975 года) в Омутинскую вспомогательную школу-интернат поступило 44 мальчика и 15 девочек. Было создано 4 учебных класса. На начало учебного года работало 4 учителя, 8 воспитателей, 1 завуч, пионервожатая (она же библиотекарь), одиннадцать человек обслуживающего персонала: завхоз, 2 повара, истопник, кладовщик, кастелянша, две уборщицы, водитель машины, секретарь.
Для обучения и воспитания привлекались опытные высококвалифицированные учителя, т.к. контингент воспитанников был нелегким (это больные и педагогически запущенные дети, в основном переростки).
Следует добавить, что до 1975 года в этих зданиях работала Омутинская восьмилетняя школа, а в годы Великой Отечественной войны - детский дом.
Вот ранее работавшие опытные педагоги: Усольцева К.Д., Молодых Н.Ф., Немкова Е.П., Скворцова З.М., Путинцева П.С., Сосновцев А.В., начавшие новую, трудную педагогическую деятельность во вновь образованном школе-интернате.
В 1980 г. было 25 первых выпускников. Возглавил коллектив Чепля Афанасий Михайлович.
Как школа становилась на ноги, трудности, бессонные ночи и все-таки наряду с ними – радости и успехи – все это запомнилось крепко-накрепко…
В то время большая часть детей целую неделю жили в интернате, а на выходные дни оставалось до 20 человек.
Создавалась новая пионерская дружина, которая боролась за присвоение имени первого космонавта Гагарина Ю.А. В первый год было 2 октябрятские группы и 2 пионерских отряда. Ребята, в основном, были переростки, но с каким интересом, с каким желанием они брались за любое дело. Дух соревнования всегда присутствовал.
Собирали металл, тряпье, макулатуру, лекарственные травы, весенние березовые почки и тут же каждый отряд сдавал готовые метлы и веники.
В зимнее время школьный двор превращался в сказочный ледяной городок, а летом – в цветочную поляну.
Пионеры были такие рослые ребята, что приходилось на цыпочках дотягиваться, чтобы повязать или поправить пионерские галстуки.
Были активны ребята в играх: «Один за всех, все за одного», «Веселые старты», «Зарница». К новому году все отряды готовили маски, новогодние костюмы. Своими руками шили, клеили, готовили вместе с воспитателями.
Какой был большой пришкольный участок, и всегда собирали с него богатый урожай! Большое количество рассады овощных культур продавали для жителей поселка. Держали подсобное хозяйство – свиней, за которыми ходили ребята с воспитателями.
Жили дружно, отдыхали весело. Школа для ребят была вторым родным домом.
1994-1995 учебный год.
Директор: Шумайлов И.Н.
Завуч: Танина Л.Н.
В школе 119 учащихся, 47 педагогов, 37 человек обслуживающего персонала.
Школа – интернат размещается в 9-ти приспособленных помещениях. Одно здание двухэтажное, деревянное, продуваемое всеми ветрами, где размещалась учительская и 6 учебных классов для старшеклассников. В 3-х небольших деревянных зданиях учились дети начальных классов, с 1 по 4 класс – кабинет с/х труда. Одно здание – спальня для мальчиков, здание – мастерские для мальчиков. Большое 2-х этажное деревянное здание (бывший дорождел) по ул.Космонавтов – спальня. Заготавливалось около 100 куб.метров дров, в основном было печное отопление, водяное отопление работало плохо. Вода подвозная, туалеты уличные. Девочки обучались швейному делу, мальчики – столярному. Все учащиеся изучали с\х струд и получали практические навыки выращивания овощей на школьном огороде.
Это было перестроечное время. Материально- техническая база школы была очень слабой: не было даже самого необходимого, ни мячей, ни настольных игр, все приходилось придумывать воспитателям для того, чтобы более интересно проводить досуг ребят. Коллектив кропотливо работал над вопросом адаптации в дальнейшей жизни выпускников: над воспитанием навыков самообслуживания, умением жить в обществе, а именно умению и навыкам к труду на земле в сельской местности. Большая заслуга в этом принадлежит Деминой Н.С. – преподавателю с\х труда. Не смотря на отсутствие парников и должных условий, школа получала хорошие урожаи овощей.
В 1996г. Директором школы становится Домашова Р.А.. За время ее директорства построена новая школа. Коллектив начал работать в хороших условиях. Стал работать новый банно-прачечный корпус, построен гараж. Благодаря ее трудам и заботам была сделана канализация в столовой и многое другое.
В школе активно развивается художественная самодеятельность. Неоднократно по итогам районного смотра художественной самодеятельности школа занимала первые места. Руководителем самодеятельности была - незаменимая Чепля М.Т. , аккомпаниатором многие годы был Тарашнин Анатолий Григорьевич.
Украшением хора и вокальной группы были красивые сильные голоса: Третьяковой В.И., Григорьевой Т.Н., Деминой Н.С., Замираловой В.И., Скворцовой З.М., Гиряевой Е.М. Характерные роли хорошо исполняли Усова М.Е., Поросных Р.А.
В художественной самодеятельности участвовал почти весь педагогический коллектив.
Омутинская коррекционная школа на современном уровне
Омутинская коррекционная школа – это единственное специализированное учреждение, позволяющее получить основное общее образование детям с отклонениями в развитии.
Миссия ОУ: создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, и на этой основе решение проблемы развития социально-адаптированной личности в современных условиях.
Приоритетные направления деятельности ОКШИ.
Учебно-методическая работа:
- обеспечение образовательного уровня в соответствии с требованиями, определенными программами, с учетом психо-физических возможностей учащихся
- внедрение и разработка новых технологий коррекционного обучения с целью развития механизма развития каждого ученика
- организация системы динамического наблюдения за состоянием высших психических функций и уровнем знаний учащихся
- создание базы данных по вариативным формам и методам организации коррекционного обучения
- организация постоянной системы повышения квалификации педагогов
Воспитательная работа:
- создание базы данных диагностики уровня воспитанности каждого ученика
- создание благоприятных условий для соц.адаптации личности
Лечебно-оздоровительная работа:
- организация систематического наблюдения за состоянием здоровья каждого ребенка
- систематизация работы по профилактике употребления ПАВ.
За время существования ОКШИ из стен школы вышло 426 учащихся (до 2007г.)
На сегодняшний день ОУ представляет 7 зданий из которых в 2 происходит учебный процесс, остальные выполняют вспомогательные функции.
Материально – техническая база ОКШИ включает:
Спортивный зал 144 м2., 11 учебных кабинетов, 2 мастерских трудового обучения, библиотека, два медицинских кабинета, изолятор, кабинет психолога, логопеда, соц.педагога, столовая с залом на 65 мест: оборудована морозильной камерой, жарочным шкафом, эл.водогрейкой – 100л, посудомоечной машиной; банно-прачечный комбинат: оборудован стиральными машинами – автоматом и полуавтоматом «Сибирь»; пришкольный участок площадью: 0,56 га, оборудован тренажерный зал 9 тренажерами;
Оборудован кабинет ТСО: Музыкальная аппаратура, 9 магнитофонов, 2 видеомагнитофона, 5 музыкальных центров, 3 цветных телевизора, 2 ДВД плейера, видеопроектор, 9 компьютеров, фотопринтер, видеокамера, магнитола, ДВД- плеер, факс.